Испытания мобильной лазерной установки

Компания «Боинг» провела удачные испытания мобильной лазерной установки
Корпорация Boeing почти закончила работы по созданию и испытанию нового перспективного оружия — боевого лазера, который американская армия сможет применять и на суше, и на море.


Данная система получила обозначение HEL MD (High Energy Laser Mobile Demonstrator). Система предназначена для поражения ракет, снарядов, а также беспилотников противника. Первые испытания новинки прошли еще в 2011 году, но тогда они проводились в обстановке полной секретности.

По имеющейся на данный момент информации, сумма заключенного между властями США и компанией Boeing контракта составляет примерно 38 миллионов долларов. Последние испытания лазерной установки проходили при ветреной погоде и в сильный туман — погода, как нельзя более подходящая для устройства, которое собираются использовать и в ВМС США. Несмотря на сложные погодные условия, испытания завершились успешно, военные отчитались о поражении всех учебных целей.

По всей видимости, для прицеливания в условиях тумана HEL MD использовал референтный лазерный луч, который позволяет установить, как погодные условия повлияют на боевое применение устройства. При этом система может менять фокусировку луча таким образом, чтобы он не был искажен. Условный «залп» лазерной пушки HEL MD осуществляется благодаря фокусировке светового луча на движущемся объекте до тех пор, пока он не вспыхнет. Таким образом, цель повреждается или взрывается.

Во время сентябрьских испытаний на базе ВВС США Эглин, расположенной у залива Чоктохатчи, на установке HEL MD применяется лазер мощностью 10 кВт (гораздо меньшей мощности, чем будут на серийных образцах). Даже такой лазер смог успешно поразить более 150 целей, включая 60-мм минометные мины и небольшие беспилотники. Компания «Боинг» и американская армия работают над таким проектом уже порядка 10 лет, разрабатывая платформу для выпуска оружия, относящегося к новому поколению.



Вся установка питается от литий-ионных батарей и требует для работы только наличия страховочного дизель-генератора. Единственной угрозой, которая может привести к остановке работы энергетического оружия, может стать отсутствие топлива. Литий-ионные батареи, при помощи которых питается лазер HEL MD, нужно заряжать от 60-киловатного дизель-генератора. Это значит, что пока у персонала устройства есть достаточный запас топлива, лазер остается функциональным и может продолжать сбивать воздушные цели.

Для поиска целей в системе применяется ИК-камера широкого спектра обзора и оптические приборы. При этом в компании Boeing создали систему, которая может управляться водителем и оператором при помощи джойстика, аналогичного таковому у приставки Xbox и ноутбука. Возможность установить лазерное оборудование на шасси грузового автомобиля делает всю систему мобильной, а значит, и существенно более полезной в реальных боевых условиях.


Впервые американская армия отчиталась о проведении испытаний комплекса HEL MD в прошлом году, испытания проводились в ноябре-декабре 2013 года на полигоне NASA Уайт Сэндс. Тогда при помощи лазерной установки удалось сбить более 90 минометных мин, а также ряд беспилотников. Нынешняя версия лазерной установки HEL MD смонтирована на шасси грузовика производства компании Oshkosh. Помимо непосредственно боевого лазера, в состав комплекса включается и радиолокатор EMMR (Enhanced Multi Mode Radar), который и обеспечивает обнаружение воздушных целей, а также система управления огнем. При этом сообщается, что установка сможет поражать даже крылатые ракеты. При этом основная специализация комплекса — это защита военных от беспилотников и минометного огня противника.

В дальнейшем мощность лазерной установки будет только расти. Сообщается, что следующим шагом разработчиков станет повышение мощности до значений в 50-60 кВт — «до тактически значимого уровня мощности». Это позволит более эффективно использовать установку для борьбы с ракетами, артиллерийскими и минометными боеприпасами, а также БЛА противника. При рациональном подходе и использовании ресурсов на вооружении можно будет содержать несколько десятков подобных лазерных комплексов. Однако для полноценного применения в полевых условиях, по крайней мере, в ближайшие несколько лет, эта лазерная пушка еще не готова.

Предполагается, что со временем подобная лазерная пушка может появиться и на борту боевых самолетов. Боевые лазеры, устанавливаемые на воздушные суда, должны отвечать ряду условий, в частности, они должны сохранять свои функциональные способности на высоте полета до 20 тысяч метров над уровнем моря и на скорости до 3 тысяч км/ч. Скорее всего, первые боевые лазеры можно будет увидеть только на истребителях шестого поколения. Первые испытания подобных самолетов начнутся не ранее 2022 года, а пока американская армия намерена сосредоточиться на модернизации наземной мобильной установки High Energy Laser Mobile Demonstrator.



Стоит отметить, что корпорация Boeing обладает довольно богатой историей создания собственных лазерных вооружений. Специалисты компании и американские военные вместе работают в этой области уже целое десятилетие. Сообщается, что проект HEL MD стоимостью в 38 миллионов долларов станет частью программы по созданию военной платформы следующего поколения. Планируется, что установка должна поступить на вооружение американской армии в 2017 году. Над созданием военных лазерных установок в США работают различные компании. К примеру, в 2009 году корпорация Northrop Grumman занималась созданием установки мощностью 100 кВт. Такой мощности хватило бы для того, чтобы отнести ее к полноценным военным разработкам, но она функционировала лишь в лаборатории. Поставить подобный лазер на движущуюся платформу не представлялось возможным из-за того, что он был просто громоздким и хрупким. То же самое относилось и к системе, которая была предназначена для охлаждения данной лазерной установки.


В настоящее время компании, создающие для американской армии подобное оружие (помимо компании Boeing, это Northrop Grumman, Lockheed Martin, General Atomics и Raytheon), используют модульный подход к созданию лазерных установок. Предполагается, что объединив ряд маломощных модулей в отдельный массив, можно будет сфокусировать их лучи в одной конкретной точке. Благодаря такому решению общая мощность установки будет складываться из нескольких более простых составляющих.


Сегодня испытания различных лазерных пушек ведутся не только на суше, но и на море. В апреле 2014 года установка под названием Laser Weapon System была смонтирована на боевом корабле ВМС США Ponce. Летом корабль проходил серию испытаний в акватории Персидского залива, однако их результаты в настоящее время еще не преданы огласке. Также ведутся работы по созданию авиационных лазеров. Они создавались для поражения баллистических ракет вероятного противника. Испытания воздушных лазеров шли до 2012 года, они осуществлялись при помощи модифицированного лайнера Boeing 747 YAL-1. Начиная с 2013 года, для этих целей было решено применять военные беспилотники, а проект с Boeing 747 YAL-1 был остановлен.

Добавить комментарий